Татьяна Зубарева:
«Я — преподаватель специальных дисциплин»
Сразу объясним смысл заголовка. Татьяна Борисовна Зубарева скромно называет себя не педагогом, а преподавателем специальных дисциплин. Это звучит, быть может, не так возвышенно, зато отражает самую суть ее многолетней деятельности в ААДК. Ведь мастер своего предмета, особенно когда речь идет о технических дисциплинах — это своего рода «штучный товар». Таких преподавателей не готовят по простым схемам в обычных ВУЗах.
Чаще всего их профессиональная компетенция — это сочетание образования, перенятого у старших коллег опыта и собственных методик. И именно такие преподаватели дают студентам главные базовые знания. Те, что должны помочь им в будущей профессиональной деятельности. Зубарева Т.Б. учит студентов обращению с дорожными машинами и всему, что с ними связано — всего шесть профильных дисциплин. А истоки ее сегодняшнего опыта и пронесенной через всю жизнь любви к технике — в далеком детстве. У папы, преподавателя Рыбвтуза, был легендарный «Москвич-401», собранный из двух старых автомобилей. Время стояло советское, сервис был недоступен, и весь текущий ремонт производился в гараже. На глазах юной Тани, которая не только с любопытством наблюдала, но и… активно помогала копаться в железках. И к папе в техническую лабораторию ходила с большим интересом. Не женское это дело - техника? Ну почему же? Вся дальнейшая судьба Татьяны Борисовны опровергает данный стереотип.
Она поступает и заканчивает Рыбвтуз, становится дипломированным инженером по холодильным установкам. Работает в конструкторском бюро «Каспрыбтехпрома», разрабатывает и проектирует линии по производству консервов и пресервов, но… ей хочется преподавать. Наверное, потому что родители занимались этим всю жизнь, в хорошем смысле заражая своим примером.
И судьба дает Татьяне Борисовне такой шанс. Предлагают работать в автомобильно-дорожном техникуме, вести предмет «Дорожные машины». С удовольствием соглашается. А поскольку полученное образование, хоть и было техническим, но знаний о дорожных машинах не содержало, Зубареву Т.Б. посылают учиться по специальной программе. В знаменитый МАДИ - МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ. А потом — практика и обучение на месте, у тогдашних преподавателей нашего «автодора», мастерство и советы которых она и сегодня вспоминает с восхищением и благодарностью. И чьи наработки использует до сих пор.
С 1983 года Татьяна Борисовна Зубарева ведет у нас специальные дисциплины, приобщая молодежь к грейдерам, экскаваторам, бульдозерам и прочей дорожной технике. Вспоминает, что приняли ее, молодую девушку тепло и радушно, студенты даже пытались ухаживать. Царили доброжелательность и взаимоуважение. И обязательно помогали, когда требовалось произвести какую-то тяжелую работу на практике. А сама практика в те годы была очень полезной — ведь в области работало множество дорожно-строительных и ремонтных организаций. Да, не было нынешних компьютеров, зато наблюдалась настоящая тяга к учебе. И ребята самостоятельно, собственными руками, под чутким руководством Зубаревой Т.Б. создавали макеты техники, которые до сих пор являются наглядными пособиями!
- Сейчас, спустя уже почти 40 лет, работать стало тяжелее, - считает Татьяна Борисовна. Труднее стало с практикой, хотя преподаватели решают ее, направляя студентов в те организации, где работают наши выпускники. Труднее стало с мотивацией — работу, связанную с дорожной техникой, сегодня найти непросто. Больно слышать, когда юноша говорит: «Я по специальности работать не буду, мне просто диплом нужен». Но это не повод для уныния, в колледж все равно стремится молодежь, по-прежнему есть конкурс, а значит — нужно давать ребятам полезные и качественные знания и навыки. И в данном случае Зубарева Т.Б. применяет максимально полезный классический «метод репродукции», известный еще с советских времен. Преподаватель дает блок знаний в ходе лекций. А потом закрепляет его, разделяя студентов на микрогруппы в ходе коллоквиума, практикума, зачета или иной формы среза. Отчитается каждый. Это для всех.
С дипломниками работа более тщательная, тут уже применяется индивидуальный подход и нужны дополнительные занятия. В текущем учебном году у Татьяны Борисовны восемь дипломников — это очень даже немало. За почти четыре десятилетия Зубарева Т.Б. выпустила в большую жизнь такое количество молодых специалистов, что… даже затрудняется подсчитать. Да и узнать всех, кто приветливо и уважительно здоровается с ней, также уже сложно — ребята выросли, изменились. Но слова благодарности, звучащие при встрече - это высшая форма признания для педагога.
Впрочем, статус «педагог», как уже говорилось выше, по мнению нашей героини звучит слишком торжественно. Хотя, педагогическое образование она тоже получила, уже работая в этих стенах. Но главное профессиональное определение — именно преподаватель специальных дисциплин. И именно за это ее уважают и ценят коллеги и студенты.
Татьяна Борисовна имеет звание Отличника народного просвещения. А то, что работы у дорожников сейчас мало и профессиональные горизонты не самые широкие, так это ведь не навсегда. Все экономические кризисы рано или поздно заканчиваются. И уже сейчас, по мнению экспертов, российский строительный и дорожный комплексы испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах низового и среднего звена управления: в мастерах общестроительных и специальных участков, в производителях работ и в руководителях строительных объектов. И значит, ребятам нужно хорошо учиться!
Набираясь знаний у таких мастеров своего дела, как Зубарева Т.Б..