Марина Полякова:
«Преподаватель должен быть именно преподавателем, а не урокодателем»
Для педагогов, получивших образование еще в советское время, навсегда останется памятным понятие педагогической этики — системы нравственно-профессиональных ценностей, которая объясняла, что важно не только чему учить, но и как учить.
И в работе Марины Юрьевны Поляковой эта система, наверняка, занимает особое место. Ведь именно в ее руках основные рычаги практически всего организационно-педагогического процесса ААДК, от встречи абитуриентов до вручения дипломов выпускникам, от составления учебного расписания до контроля качества получаемых знаний. Марина Юрьевна — заместитель директора колледжа по учебной части, руководитель, выполняющий «ключевые» функции.
Стиль ее работы удивительным образом сочетает южную теплоту наших мест и… сибирскую строгость. Кстати, последняя вполне объяснима — родилась Марина Юрьевна в Чите, там тогда служил ее папа. Так что первую закалку получила она в суровых забайкальских степях, месте, где испокон веков селились только очень сильные люди. А когда девочке исполнилось четыре года, семью отца-военнослужащего перевели в Астрахань. Город, который навсегда стал родным. Край щедрой природы, которая приобщила юную Марину к исконно астраханскому хобби - рыбалке! И которая позже привела ее на естественно-географический факультет педагогического института.
После его окончания молодой учительнице химии и биологии выпала традиционная для конца 80-х судьба — отработка по распределению в сельской школе. Распределили в Килинчи — старинное татарское село в Приволжском районе. Очень непростая ступень для профессионального становления — домик без удобств, быт, непривычный для горожанки. Был случай - забыла Марина Юрьевна закрыть заслонку печи и… на следующий день пришла в школу, а вся одежда пахнет гарью!
Но зато… трогательные формы благодарности юной учительнице от родителей учеников — утренние молоко и сметана на пороге! И до их пор, делится сегодня Марина Полякова, родители студентов, бывшие когда-то в ее «килинчинский» период школьниками, при встрече радостно вспоминают: «Это ведь вы у нас вели биологию и химию в школе!».
А далее — была комсомольская работа. Здесь, в автомобильно-дорожном колледже. Комсомол, чтобы о нем не говорили позже, являлся серьезной школой для начинающего руководителя и организатора. Тем более, что тогда и студенты были, что называется, взрослее — многие парни поступали в «автодор» после армии. И Марина Полякова в качестве освобожденного секретаря готовила различные мероприятия — конкурсы самодеятельности, профессиональные состязания, работала с клубами молодежи, организовывала деятельность стройотрядов. Освоив эту стезю, Полякова возглавила студенческий профсоюз колледжа. И уже пройдя путь становления, заработав авторитет среди коллег и учащихся, она начинает преподавать.
Естественно, что ведет наша героиня свой любимый предмет — химию. Параллельно ей поручают кураторство. И уже начальный опыт показывает результаты — из 30 студентов и студенток, той первой курируемой группы экономистов 18 получают «красные дипломы»! Многие из них сейчас работают на серьезных должностях в Москве и Санкт-Петербурге, и по-прежнему дружат с Мариной Юрьевной.
Следующие шаги профессиональной карьеры, наверное, уже обусловлены и закономерны — заведующая учебной частью, а с 2005 года - заместитель директора.
Прошедшее с тех пор время — время перемен. Колледж из системы Автодора перешел в систему образования, как и многие его «коллеги» в других городах России. И это, увы, сказалось, на финансировании и профессионально-практической подготовке. Наш, астраханский, к счастью, сохранил свой профиль, а ведь иные были перепрофилированы в «политехи». Но появились и плюсы — открывались новые специальности.
Время идет. Уходят на пенсию преподаватели старой, советской школы. На смену приходят молодые. И одна из ключевых задач заместителя директора - «отфильтровать» потенциальных педагогов, оставив в коллективе настоящих профессионалов, которые смогут и дальше с гордостью нести штандарт прославленного колледжа, сохранять и приумножать его репутацию.
«Мы стараемся держать марку, - говорит Марина Юрьевна — Я лично хожу на занятия, наблюдаю за молодыми педагогами, оцениваю их уровень. Случайные люди здесь не задерживаются. Преподаватель должен быть именно преподавателем, а не урокодателем. Если он не использует все возможности, не живет жизнью ребят, то такой преподаватель здесь не приживется. Я в этом плане очень жесткий человек. Ведь недоработка недобросовестного преподавателя — это и моя недоработка».
Тем более, что, по мнению Поляковой, ребята сейчас очень умные, и способны задать, в том числе, и каверзный вопрос, «проэкзаменовать педагога» Нужно быть готовыми.
Зато к студентам у Поляковой отношение более терпимое, даже, наверное, в образном смысле, материнское. Им всегда дается шанс. И практически всех она помнит по именам. Если даже студент не понимает тему, но старается, Марина Юрьевна никогда не спугнет его двойкой. Очень часто ей приходится проводить некий «химический ликбез», поскольку из школы порой приходят с очень слабыми знаниями. И тогда — маленькими шажками, по пунктам, на пальцах, но приобщение к предмету происходит. Причем нередко - совместно с воспитанием. Кстати, порой приходится воспитывать и… родителей. А что делать, если сегодня не редкость папа с мамой, которые откровенно говорят педагогу: «Ну, не понимает он, так и отстаньте от него!». Приходится убеждать, аргументировать, спорить, отстаивать…
А бывает, что родители приходят забирать документы — не тянет ребенок. Но Полякова не отдает. И время подтверждает ее правоту, когда этот парень приходит к ней уже состоявшимся в жизни человеком.
Педагогика — это всегда терпение. Знаете, как у рыболова, когда нужно уметь ждать, ведь результат бывает не сразу. А хобби Марины Юрьевны, о котором мы упоминали в начале нашего рассказа — рыбалка. Причем, удивляет семейный акцент, ведь именно Марина Юрьевна увлекла ею своего мужа, а не наоборот. Максимальный улов нашей героини — 40 щук за один выезд. С последующей раздачей родным и знакомым.
Улов составляет десятки. Это много. А вот выпуск — тысячи. Это очень много. И в данном случае мы говорим не о рыбах, а о специалистах, выпущенных Мариной Юрьевной Поляковой в большую и сложную жизнь. Выпущенных именно преподавателем, а не урокодателем...