Инновационная деятельность колледжа
«Инновация имеет место, когда кто-либо использует изобретение — или использует что-то уже существующее новым образом — для изменения образа жизни людей».
Основной целью профессионального образования в настоящее время является существенное повышение качества образования, разработка нового содержания образования, обеспечивающего востребованность и конкурентно способность выпускников государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования на рынке труда.
На сегодняшний день развитие научно–исследовательской деятельности в учреждениях среднего профессионального образования становится важнейшим средством обновления содержания и повышения уровня профессиональной подготовки в процессе модернизации системы профессионального образования
Сегодня обществу нужны инициативные люди и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они отличаются высокой восприимчивостью, любознательностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений. Важно, чтобы будущий специалист мог преодолеть любые возникающие затруднения.
Научно-исследовательская деятельность студентов – это процесс, формирующий будущего специалиста путем индивидуальной познавательной работы, направленной на получение нового знания, решение теоретических и практических проблем, самовоспитание и самореализацию своих исследовательских способностей и умений.
Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов колледжа является повышение уровня научной подготовки специалистов и выявление талантливой молодежи для последующего обучения в высших учебных заведениях.
Основными формами НИРС в колледже являются:
-подготовка рефератов, докладов с обзором научных достижений в профессиональной области;
<-участие студентов в проектных работах;
-участие в научных семинарах, конференциях, смотрах-конкурсах научных и учебно-исследовательских работах, олимпиадах по дисциплинам и специальностям разного уровня.
В колледже ведется большая работа по привлечению студентов к научно- исследовательской деятельности. Под руководством опытных преподавателей учащиеся осваивают методы проведения исследований и приобретают практические навыки по выполнению научных проектов, происходит развитие их творческих способностей, самостоятельности, творческой инициативы в учебе и будущей профессии.
Научно-исследовательская работа студентов в колледже – это система, основанная на единстве учебной, научной и воспитательной работы.
Участие студентов в научно-исследовательской работе начинает переходить на качественно новую ступень: из средства развития творческих способностей отдельных, наиболее одаренных студентов она стала важным моментом повышения качества подготовки всех специалистов. Это потребовало создания в колледже такой системы организации научно-исследовательской работы студентов, при которой каждый студент за период обучения проходил бы необходимую школу творчества.
Обучение студентов исследовательской деятельности проводится посредством включения всех обучаемых в учебно-исследовательскую работу, с постепенной трансформацией её в научно-исследовательскую. Последовательное овладение исследовательскими компетенциями проходит через несколько этапов.
Первый этап связан с овладением первоначальными компонентами исследовательской деятельности и связан с формированием навыков работы с научной литературой, информационными источниками. Работа по формированию исследовательских компетенций продолжается в течение первого года обучения в ходе выполнения реферативных работ, подготовки к публичным выступлениям и т.п.
Второй этап работы связан с выполнением курсовых работ. За весь период обучения студенты пишут курсовые работы и выпускную квалификационную работу. Учебный процесс организован таким образом, что элементы исследовательской деятельности вводятся постепенно, усложняясь от курса к курсу. На первом курсе студенты пишут работы реферативного характера и знакомятся с основными методами исследования, применяемыми в изучаемых ими дисциплинах, на втором и третьем курсах усваивают доступные им элементы исследовательских методик, пишут курсовые работы практического и исследовательского характера.
Третьим этапом овладения исследовательскими компетенциями является внеаудиторная работа студентов. Отдельные студенты занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью, выходящей за пределы изучения дисциплин. Результаты этой работы ежегодно представляются на различных студенческих конференциях.
Все конференции проводятся с приглашением специалистов тех организаций и предприятий, на которых студенты проходят практику. Поэтому на конференциях среди выступлений студентов колледжа и других учебных заведений есть выступления и специалистов-профессионалов.
По итогам конференций нашего колледжа лучшие студенческие работы представляются на региональных и международных конференциях. Тезисы этих выступлений печатаются в сборниках материалов конференций.
Система учебно и научно-исследовательской работы в колледже складывалась постепенно и постоянно корректируется. На основе анализа результатов исследовательской работы разрабатываются и корректируются планы воспитательной, образовательной и учебно-производственной работы со студентами.
Если мы хотим жить в развитом государстве, то в обществе необходимо утверждать приоритет духовности, интеллекта и культуры. Эту задачу могут решить только образованные люди, творчески относящиеся к делу.
Хотелось бы пожелать студентам творческой устремленности к новым знаниям. Как только у человека проходит это стремление, он перестает быть человеком, - так говорил великий норвежский исследователь Арктики Ф. Нансен.